Водопад Учансу (Uçansu Şelalesi)

Название водопада переводится с Турецкого, как «Летящая вода». Неудивительно, что водопадов с аналогичным названием достаточно много. Есть такой и на Украине, в Крыму. Это обстоятельство сильно затруднило нам поиск координат объекта и прокладку маршрута к нему. Но, как говорится – Кто не играет, тот не пьет шампанское! Или еще лучше – Бешеной корове – семь верст не крюк! Поехали!

Съездить на Учан-Су нам посоветовала хорошая знакомая, много лет живущая в Анталии. На вопрос – Как проехать? Она ответила, что нужно ехать на восток по D400 в сторону Алании. Свернуть налево на повороте к Gebiz ну а там прямо и прямо. А вообще - её возили местные турки и дорогу она не запоминала. Ну что ж… Гугл подсказал, что водопад находится в районе поселка Akçapınar. Мы долго искали более-менее точные координаты на карте. Вроде бы нашли и перенесли их в память автомобильного навигатора. Правда, если верить картам, непосредственно до самого водопада не ведет ни одна дорога… Но ведь карта могла устареть – сказал я себе. Наивный!

До водопада ехать примерно 70 км.

Мы благополучно свернули на Gebiz и спокойно мчали по пустой дороге под жарким августовским солнцем Анталии. Вскоре, по правой стороне невдалеке мы увидели небольшую гору с плоским плато на вершине – как бы срезанную у основания. Когда-то на этой горе располагался античный город Silyon. К сожалению, в 1969 году оползень сравнял с землей большую часть древнего города. Тем не менее – грех было не свернуть и проехав всего пару километров не осмотреть развалины. А заодно и побаловать себя стаканчиком крепкого турецкого чая в местной деревенской кафешке.

Между развалинами стен города, на лужайке, в тени дерева сладко дремал благообразный пожилой турок. Рядом мирно паслась коза. Казалось – время устало от жары и остановилось. Передохнуть чтоб. Турок открыл глаза, поздоровался и спросил – откуда мы. Мы сказали, что мы – туристы из России, осматриваем развалины. Хорошо тут? - Спросил он. Хорошо, только жарко – ответил я. Да… - задумчиво повторил Турок, пожелал нм счастливого пути и опять улегся, сладко прикрыв глаза. Чтоб я так жил! – вырвалось у меня. Я ему завидовал. И мы поехали дальше.

На первой же развилке я увидел четкий и аккуратный указатель со стрелкой и надписью «Uçansu Şelalesi». Я вспомнил дорогу к каньону Sapadere, где тоже были указатели на всех поворотах. Это вселило уверенность в том, что мы доберемся без приключений. Как оказалось позже – уверенность была ложной.

Дорога становилась всё уже и всё извилистей, мы проезжали через какие-то небольшие деревеньки и поселки, куда-то поворачивали. Я не следил за маршрутом, доверив всё жене и навигатору. Указатели, увы, больше ни разу не встретились. В конце концов кончилось и то жалкое подобие асфальта, по которому мы ехали последние километры. Мы остановились на развилке.

В обе стороны вели весьма сомнительные грунтовые колеи. Рядом виднелся полузаброшенный ветхий домишко, вокруг которого разгуливали куры. Я было хотел спросить дорогу у его обитателей, но сколько мы не ждали, никто на крыльце так и не появился. Как говорится – налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь… Нам ничего терять не хотелось, но и возвращаться, когда до цели осталось чуть более десятка километров – тоже было бы обидно. Была – не была, мы свернули направо.

То, по чему мы еле передвигались на первой и второй скорости, дорогой назвать можно было лишь с натяжкой – камни, ветки, спуски и подъемы. Тем не менее, навигатор подтверждал, что мы едем в правильном направлении и расстояние медленно, но неуклонно сокращается. Мы ехали по густому сосновому лесу.

Когда я окончательно понял, что на этой машине мы больше не сможем проехать и десяти метров, не оторвав чего-нибудь, до водопада оставалось чуть больше 2-х километров. И мы, увы, не были уверены, в точности его местоположения на карте. Всё усугубилось еще и тем, что развернуться было негде – слева огромные валуны, справа – кусты, а за ними обрыв. Машина чужая, места абсолютно глухие, задним ходом передвигаться невозможно – я и передним ехал едва-едва. Попали по полной…

Я закурил, чтобы немного успокоиться. Потом прогулялся взад и вперед и наконец, нашел крохотный пятачок, где можно было бы попытаться развернуться. Не знаю – как это у меня вышло, да еще и не поцарапав машину – ну честное слово, но я-таки развернулся! Ну и мы медленно, но верно поползли назад по извилистой дороге сплошь усыпанной валунами.

Местами приходилось выполнять просто акробатические трюки. О чудо – навстречу нам из-за поворота появился небольшой тракторишко с повозкой, груженой дровами. Мы едва разъехались с ним, и мужчина долго провожал нас взглядом, открыв от удивления рот. Я этого не видел, но почти уверен, что было именно так. И что он о нас подумал – тоже не сложно догадаться.

Через некоторое время мы вернулись на асфальт. Ура! Жизнь прекрасна! Решили не сдаваться и проложили новый маршрут к водопаду уже в объезд. Как говорится – умный в гору не пойдет. Мы ехали по горному серпантину, любовались видами и радовались не очень ровному, но таки асфальту под колесами. По дороге дважды нам попался большой рекламный щит, в котором говорилось, что впереди нас ждет деревенский ресторанчик, где можно отведать жареную форель, мясо и послушать народную музыку. Но нас интересовал водопад.

И вот, после того, как мы проехали деревню Kozan, опять асфальт кончился, когда навигатор сообщал, что до цели осталось каких-то 2 километра – уже с другой стороны. Справа виднелись постройки одинокого крестьянского хозяйства на отшибе. Мы решили больше не экспериментировать и спросить у местных жителей дорогу до водопада.

Когда мы подъехали ближе, обнаружилось, что это и есть тот самый деревенский ресторанчик, что упоминался в рекламе - "Kozan Köyü pednelıssos restaurant". Навстречу нам вышел его радушный хозяин – коренастый загорелый турок лет шестидесяти с приятной улыбкой и жестом пригласил к себе. Я объяснил ему, что с удовольствием воспользуюсь его приглашением, но сначала хотел бы найти и посмотреть водопад. Без проблем – ответил он – я только захвачу плавки и провожу вас. Мы подождали пару минут, пока он вернется, гадая – зачем же ему понадобились плавки?

Еще несколько сот метров мы с нашим новоиспеченным гидом проехали на машине по грунтовке. Оставив её на поляне, мы углубились в лес. Тропинки не было, но Сулейман (так звали хозяина ресторана) вел нас все дальше и дальше в чащу. Там, где нужно было перейти через ручей или ров, он заботливо брал нашу семилетнюю дочку на руки. Тем не менее, было немного страшновато – мы одни в незнакомом лесу с незнакомым мужиком.

Сулейман вел нас, ориентируясь по меткам на деревьях, сделанных масляной краской и мурлыкал себе под нос турецкие народные песни. Он признался нам, что очень любит народную музыку. И вот, наконец, мы у цели.

С горы по лесу стекают небольшие речушки и ручейки. Ближе к краю скалы они постепенно объединяются в один поток. Весь этот поток стекает в небольшой природный бассейн, образованный причудливой выемкой в камне скалы на самом её краю. И уже потом, переливаясь через край бассейна, вода падает вниз с большой высоты. Однако сам водопад отсюда рассмотреть не получилось, увы – мы только слышали его шум.

Зато мы с Сулейманом искупались в бассейне, полном чистейшей и ух какой холодной горной воды. Разом прыгнуть с головой в воду, с температурой градусов +15, в то время, как воздух раскален до +37 – неописуемое удовольствие - дух захватывает!

Вода, видимо, очень богата кальцием, поскольку дно бассейна и русло речки сплошь покрыто сероватой шершавой корочкой. Почти как в Памукалле – сказал я. Сулейман засмеялся и кивнул. После купания, настроение моё поднялось и появилось ощущение, что мы не зря-таки мучились в поисках дороги на Uçansu – цель того стоила! Однозначно! Я каждое утро здесь плаваю – гордо сообщил Сулейман. Я ему завидовал.

Мы вернулись во владения Сулеймана. Жена его дружелюбно поздоровалась с нами и тут же отправилась на кухню, готовить обед. Она даже не спросила – что мы будем заказывать. Рестораном заведение Сулеймана можно назвать, конечно, с натяжкой. Видно по всему, что живут они не очень богато. Тем не менее, было достаточно уютно, а главное – хозяин был радушен, ненавязчив и пытался нас всячески развлечь, пока готовилась пища.

Прежде всего, конечно, нам был предложен ароматный турецкий чай, кола дочке. Пока мы с женой неспешно пили чай, Сулейман показывал нашей Даше всех своих многочисленных питомцев – голубей, кур, уток, цесарок и собаку. Турки очень любят детей, и Сулейман не был исключением в этом плане. Он дал подержать в руках и погладить Даше птенцов всех своих птиц.

Вскоре подоспел и обед – форель на гриле с запеченным картофелем, айран и огромное блюдо с овощным салатом. Пока мы с аппетитом уничтожали все эти вкусности, Сулейман сидел неподалеку и пел народные турецкие песни, аккомпанируя себе на Багламе (bağlama).

Уровень исполнения был на удивление профессиональным! У Сулеймана оказался приятный низкий голос, отличный слух и артистизм. При этом он не маячил перед глазами, чтобы нас не смущать, а сидел поодаль и пел вполголоса, как бы сам для себя.

На десерт предложили фрукты, но мы от них отказались, поскольку уже спешили домой. За всё-провсё с нас попросили 40 лир (около 680 руб.). Учитывая, что за эту смешную сумму нам показали водопад, всячески развлекали и накормили сытным и превкусным обедом, мы оставили еще и бакшиш 10 лир.

Уезжать не хотелось, но уже смеркалось, а дорога назад была дальняя и малознакомая. Сулейман с женой тепло распрощались с нами и мы тронулись. Немного отъехав, мы заметили на дороге тощую белку. Она добежала до середины, остановилась и вдруг встала на задние лапки, демонстрируя своё облезлое пузо. Чистый цирк! Пока я искал фотоаппарат, цирк кончился, белка смылась так же шустро, как и появилась. Ну да бог с ней. Едем.

Дорогу назад мы как-то не очень хорошо помнили. Куча деревенек, куча поворотов, всё запутанно вплоть до самого Gebiz. Дальше-то просто… Понадеялись на навигатор. И зря! Навигатор предложил нам чуть более короткий путь до нашего Варсака, а мы, дураки и повелись – следовали бездумно по новому маршруту беспечно болтая.

Стемнело тем временем. Машина наша свернула на паршивую грунтовку посыпанную гравием и еле плелась в непонятном направлении. Справа от дороги тянулся оросительный канал, вокруг были бесконечные поля и теплицы. Тут, наконец, я забеспокоился и удосужился взглянуть на маршрут. Он был невозможен! Мы должны были тащиться по этой грунтовке чуть не полдороги в темноте. Это было крайне опасно не только потому, что мы рисковали вернуться аж под утро. Впереди запросто могла оказаться какая-нибудь канава или что-то в этом роде, что бы мы не смогли объехать – навигатор ведь совсем не безгрешен в такой местности! А стрелка указателя уровня топлива лежала почти на нуле…

Я развернулся и попытался вернуться к тому месту, откуда дорога нам была знакома. Но вместо этого, мы оказались в какой-то совершенно неизвестной деревне и навигатор сообщил, что мы едем не в ту сторону. Он предложил нам новый вариант маршрута. Следуя ему, мы заехали вообще в поле. Дороги не было, вокруг – темнота и не души.

Я не на шутку испугался – бензин кончался, а в этой глуши заправками и не пахло! Дочка расплакалась от испуга - Папа, мы что - заблудились?! Я начал тыкаться во все повороты, как слепой котенок, но постоянно попадал в тупик или возвращался на то же место. Кошмар…

Как мы выбрались – я и сейчас не очень понимаю. Почти случайно, наобум. Под колесами опять зашумел асфальт, я стал узнавать дорогу, по которой мы ехали утром. На первой же заправке я залил полный бак и купил в придорожной сельской лавочке у пожилой турчанки много банок Efes Strong. Хотя в тот момент хотелось всё-таки водки. Для снятия стресса.

Несмотря на все наши злоключения (а может и благодаря им), это путешествие в я вспоминаю очень часто, как самое интересное и яркое. Вспоминаю с теплом и завистью и Сулеймана. Горы, тишина, свежий воздух и ежедневное купание в горной речке – чтоб я так жил!

Видеоролик:

Водопад Учансу (Uçansu Şelalesi) на карте:

Водопад Учансу (Uçansu Şelalesi)